Питание

ОФОРМЛЕНИЕ ЕЖЕДНЕВНЫХ ДЕТСКИХ БЛЮД ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ АППЕТИТА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

свернуть

Рекомендации по питанию детей дошкольного возраста  

Рекомендации по питанию детей дошкольного возраста

 

   Рациональное питание – важный фактор, обеспечивающий жизнь, здоровье и гармоническое развитие ребенка. Процессы роста и развития могут быть обеспечены при получении детьми пищи в соответствии с их возрастными потребностями. Рациональное питание оказывает благоприятное влияние на физическое развитие и повышает сопротивляемость организма к заболеваниям.

     Важным компонентом питания являются – белки. При недостатке белка происходит отставание массы и роста ребенка, задержка развития, снижается устойчивость к инфекциям, повышается восприимчивость к респираторным заболеваниям.

     Полноценными белками животного происхождения богаты: мясо, яйца, молоко, сыр, творог. Из растительных продуктов: пшеница, бобовые, крупы, картофель.

     Жиры – необходимый источник энергии, способствует выработке иммунитета, всасыванию витаминов. Содержатся в подсолнечном, оливковом масле. Растительные жиры должны быть включены в рацион питания.

     Углеводы – источник энергии, способствует утилизации организмом белков и жиров, входят в состав клеток и тканей. Содержатся в сахаре, меде, ягодах, фруктах, крупах, овощах.

    Организму так же необходимы витамины D, А, В, С и др.

    На втором году жизни детей меню должно быть разнообразным. Крупы давать в виде каши, запеканок, оладий; овощи вареные и тушеные; нарезанные, мясные и рыбные блюда в виде котлет, фрикаделек; в возрасте 2-3 лет мясо можно давать нарезанное кусочками. Набор продуктов должен быть разнообразным. Суточное количество молока – 500 мл.

   В рацион детей следует включать кур, печень, говядину. Рыба любая – освобождается от костей. Сельдь в виде паштета, форшмака. В детском питании употреблять овощи, фрукты, ягоды. Включать огородную зелень (лук, укроп, шпинат, щавель, салат).

Углеводов должны получать в 4 раза больше, чем жиров и белков.

   Режим питания трехразовый. При кормлении все внимание сосредоточить на еде. Блюда должны быть свеже приготовленными, вкусными, из доброкачественных продуктов.

   Прием пищи является воспитательным моментом, у детей воспитываются культурно - гигиенические навыки. Питание, как и все методы педагогического воспитания, требуют особого подхода к каждому ребенку.

Не рекомендуется детям:

-                        мясо жирных сортов (свинина, баранина, мясо утки, гуся);

-                        консервированные продукты;

-                        употреблять без термической обработки колбасы, творог, сметаны;

-                        газированные напитки, майонез, горчица, хрен, кулинарные жиры.

-                        Чипсы, жевательная резинка, "кириешки".

свернуть

Питание в детском саду!

Питание в детском саду

   Одним из важных факторов здоровья ребенка является организация рационального питания и отражение ее в воспитательно-образовательном процессе. 

   Правильное питание – это основа длительной и плодотворной  жизни, залог здоровья, бодрости, гарантия от появления различных недугов. Поэтому в плане работы детского сада      вопрос о правильном питании занимает одно из важнейших  мест.

  В нашем детском саду питание организовано в групповых комнатах. Весь цикл приготовления блюд происходит на пищеблоке. Помещение пищеблока размещается на первом этаже. Все блюда готовятся поварами-профессионалами на кухне детского сада.

  При составлении меню используется разработанные технологические карты, что обеспечивает сбалансированность питания по белкам, жирам, углеводам. Готовая пища выдается только после снятия пробы медработником и соответствующей записи в журнале результатов оценки готовых блюд. Организация питания постоянно находится под контролем администрации.

    У нас в саду организовано 4-х разовое питание: завтрак, обед, полдник и ужин. Интервалы между приемами пищи не более 4 - х часов. При этом на долю завтрака приходится 25% суточной калорийности, на долю обеда – 40%, на долю полдника – 15%, на долю ужина – 20%.

   Одним из основных требований к организации питания является строгая регулярность и своевременность. В нашем детском саду это учитывается и поэтому помощники воспитателя каждой группы в специально отведенное для их группы время получают пищу на кухне и приносят ее свою группу.

   Дети старшей группы вместе с воспитателем и его помощником начинают осваивать навыки сервировки стола, т. е. дежурят по столовой, одевают специально сшитые фартуки и накрывают на стол, ставят нужную посуду и выкладывают приборы с нужной стороны (ложки, вилки и ножи). Ножи безопасны для детей с притупленным лезвием. Дети со старшей группы должны уметь правильно пользоваться столовыми приборами. Когда вся работа детей закончена, помощник воспитателя разливает готовую пищу. Дети садятся кушать, за столом воспитатель проговаривает вместе с ними, что они кушают, из чего приготовлено это блюдо, что в нем полезного.

    Организация питания в детском саду должна сочетаться с правильным питанием ребенка в семье. Нужно стремиться к тому, чтобы домашнее питание дополняло рацион детского сада. Для этого, ежедневно мы вывешиваем меню в группах. Родителям следует в вечернее время (ужин) давать ребенку такую пищу, которую он не ел в детском саду.

  За качеством приготовления пищи, соответствием ее физиологическим потребностям детей в основных пищевых веществах, санитарным состоянием пищеблока, соблюдением правил личной гигиены работниками и организацией питания детей в группах следит заведующая детского сада.

   Для чего же нужна пища человеку? Для поддержания здоровья и работоспособности. Особенно велика роль питания в дошкольном возрасте, когда формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого человека. Именно поэтому от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья взрослого человека.

 

Приятного аппетита!

свернуть

Памятка родителям по организации питания

Рекомендации для родителей

по питанию

 

   Здоровье детей невозможно обеспечить без рационального питания, которое является необходимым условием их гармоничного роста, физического и нервно-психического развития, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов внешней среды. Кроме того, правильно организованное питание формирует у детей культурно-гигиенические навыки, полезные привычки, так называемое рациональное пищевое поведение, закладывает основы культуры питания.

Роль питания в современных условиях значительно повышается в связи с ухудшением состояния здоровья детей в результате целого комплекса причин, одной из которых является нарушение структуры питания и снижение его качества как в семье, так и в организованных детских коллективах.

Возникновение болезней эндокринной системы, органов пищеварения, анемий, в значительной мере, обусловлено факторами алиментарной природы. Несбалансированное питание приводит к витаминной недостаточности, дефициту различных микроэлементов и только при правильно составленном рационе ребенок получает необходимое для нормального роста и развития количество незаменимых пищевых веществ.

Основным принципом питания дошкольников должно служить максимальное разнообразие их пищевых рационов. Только при включении в повседневные рационы всех основных групп продуктов – мяса, рыбы, молока и молочных продуктов, яиц, пищевых жиров, овощей и фруктов, сахара и кондитерских изделий, хлеба, круп и др. можно обеспечить детей всеми необходимыми им пищевыми веществами. И, наоборот, исключение из рациона тех или иных из названных групп продуктов или, напротив, избыточное потребление каких-либо из них неизбежно приводит к нарушениям в состоянии здоровья детей.

Правильный подбор продуктов – условие необходимое, но еще недостаточное для рационального питания дошкольников. Необходимо стремиться к тому, чтобы готовые блюда были красивыми, вкусными, ароматными и готовились с учетом индивидуальных вкусов детей. Другим условием является строгий режим питания, который должен предусматривать не менее 4 приемов пищи: завтрак, обед, полдник, ужин, причем три из них обязательно должны включать горячее блюдо. Если интервал между приемами пищи слишком велик (больше 4 часов), у ребенка снижаются работоспособность, память. Чрезмерно же частый прием пищи снижает аппетит и тем самым ухудшает усвояемость пищевых веществ.

Организация питания детей в дошкольном учреждении должна сочетаться с правильным питанием ребенка в семье. Для этого необходима четкая преемственность между ними. Нужно стремиться к тому, чтобы питание вне ДОУ дополняло рацион, получаемый в организованном коллективе. С этой целью в детском саду ежедневно вывешивается меню. В выходные и праздничные дни рацион питания ребенка по набору продуктов и пищевой ценности лучше максимально приближать к рациону, получаемому им в ДОУ.

Уважаемые родители! Утром, до отправления ребенка в детский сад, не кормите его, так как это нарушает режим питания, приводит к снижению аппетита, в таком случае ребенок плохо завтракает в группе. Однако если ребенка приходится приводить в ДОУ очень рано, за 1-2 часа до завтрака, то ему можно дома дать сока и (или) какие-либо фрукты.

Говоря об организации питания детей в дошкольных ДОУ, следует остановиться на особенностях питания ребенка в период адаптации к учреждению.

Переход ребенка от домашнего воспитания к воспитанию в детском коллективе почти всегда сопровождается определенными психологическими трудностями. Чем меньше ребенок, тем тяжелее он переносит этот период. Часто в это время у детей снижается аппетит, нарушается сон, иногда наблюдаются невротические реакции, снижается общая сопротивляемость к заболеваниям. Правильная организация питания в это время имеет большое значение и помогает ребенку скорее адаптироваться в коллективе.

Перед поступлением ребенка в детский сад родителям рекомендуется приблизить режим питания и состав рациона к условиям детского коллектива, приучить его к тем блюдам, которые чаще дают в детском учреждении, особенно если дома он их не получал.

В первые дни пребывания в коллективе нельзя менять стереотип поведения ребенка, в том числе и привычки в питании. Так, если ребенок не умеет или не хочет есть самостоятельно, первое время воспитатель кормит его, иногда даже после того, как остальные дети закончат еду. Если ребенок отказывается от пищи, ни в коем случае нельзя кормить его насильно. Это еще больше усилит отрицательное отношение к коллективу.

Нередко дети поступают в дошкольные учреждения в осенний период, когда наиболее высок риск распространения острых респираторных заболеваний, и вновь поступившие дети заболевают в первую очередь. Для профилактики острой инфекционной заболеваемости проводится дополнительная витаминизация рациона питания детей. Целесообразно в этот период введение поливитаминов в течение достаточно длительного времени (до 4-6 месяцев).

свернуть

Игры по питанию для детей и родителей.

  Игра – это наиболее действенный для ребёнка способ познания и взаимодействия с окружающим миром.

    Итак, играем.

      “Каши разные нужны”. Взрослый предлагает ребенку вспомнить, какие крупы он знает, и ответить, как будут называться вкусные каши из этих круп?(Каша из гречи – гречневая; каша из риса – рисовая и т.д.)

      “Магазин полезных продуктов”. «Покупатель загадывает любой полезный продукт, затем, не называя, описывает его (называет его свойства, качества, то, что из него можно приготовить, чем он полезен) так, чтобы продавец сразу догадался, о каком продукте идет речь.

      Например:

      Покупатель. Дайте мне жидкость белого цвета, которая очень полезна для костей и зубов человека. Её можно пить просто так или варить на ней кашу.

     Продавец. Это молоко!

     Далее пары «продавец – покупатель» меняются ролями и игра продолжается.

Игры-загадки.

  • Придумай фрукты (овощи) на заданную букву.
  • Назови овощи только красного цвета.
  • Посчитай фрукты (овощи) (одно яблоко, два яблока…).
  • Какие продукты понадобятся для того, чтобы приготовить… (борщ, пюре, запеканку, омлет, компот…).
  • Назови 5 полезных продуктов и 5 вредных продуктов. Объясни, в чем их польза, а в чем вред.
  • Вспомни и назови 5 разных… (овощей, фруктов, круп, молочных продуктов, хлебобулочных изделий и т.д.)
  • Назови, какие блюда можно приготовить из …(черники, яблока, капусты…).

Например: из черники можно приготовить черничный пирог, черничное варенье, черничный сок.

свернуть

Правильное питание - залог здоровья!

Пища – это необходимая потребность организма, и обязательное условие существования человека.

         Мы чаще всего питаемся тем, что нам нравится по вкусовым качествам, к чему привыкли или, что можно быстро, без труда приготовить. Важно вовремя обратиться к рациональному питанию. Именно ваш пример ляжет в основу будущей культуры питания вашего ребенка. Вы сформируете его первые вкусовые нормы, пристрастия и привычки, от вас будет зависеть его будущее здоровье. Важно правильно организовать питание детей.

         Все процессы, протекающие внутри человеческого организма – носят ритмичный характер. Режим питания важен в любом возрасте, особенно велико его значение для детей и подростков.

         Регулярное питание призвано обеспечить равномерную нагрузку в системе пищеварения в течение дня. Вот почему в дошкольном возрасте предусматривается 4-5 разовый приём пищи через каждые 3-4 часа.

    Питание должно быть разнообразным, это служит основой его сбалансированности. Важно формировать у ребенка разнообразный вкусовой кругозор.

  • В рацион ребёнка необходимо включать все группы продуктов – мясные,молочные, рыбные, растительные;
  • Еда ребёнка должна быть разнообразной как в течение дня, так и в течение недели. Надо помочь ребёнку “распробовать” вкус разных блюд. Проявите фантазию, боритесь с возникновением у ребёнка консервативностью к еде. Учитывайте индивидуальные особенности ребёнка, возможную непереносимость продуктов.

Количество энергии, поступающей в организм с продуктами, равно количеству энергии, затраченной ребёнком.

    Еда должна приносить радость! Она служит важным источником положительных эмоций. Замечено, что больше всего наслаждения получает не обжоры, а гурманы, для кого еда – приключение, кто любит пробовать диковинные блюда, знакомится с кухнями разных народов, осваивать новые рецепты и необычные блюда.

         Удовольствие от еды напрямую зависит от атмосферы, царящей за столом. Во время еды категорически не рекомендуется обсуждать, любого рода проблемы особенно семейного характера. Все негативные эмоции должны быть забыты, за столом должен царить мири покой. Помните: “Когда я ем- я глух и нем” и “Лучше молчать, чем говорить”. Последнее касается такого объекта семейной любви, как телевизор.

         Пусть с самого раннего возраста у ребенка сформируется представление: семейный стол – место, где всем уютно, тепло и, конечно вкусно!

 

свернуть

Примерное меню выходного дня

                   

 

ДЕНЬ НЕДЕЛИ Завтрак Обед Полдник Ужин
1 неделя
Суббота

Каша гречневая  рассыпчатая

Сосиска

Кофе, батон с маслом    

Салат из квашеной капусты с растительным маслом

Суп геркулесовый, хлеб

Картофельное пюре, биточки мясные

Компот из сухофруктов

Кефир, печенье, фрукты

Тушеная морковь

Оладьи со сметаной

Чай с молоком

Воскресенье

Творожная запеканка со сметаной

               Кофе, батон с маслом 

Бульон куриный с гренками (или лапшой)

Тушеная капуста, котлета куриная или отварная курица

            Компот из сухофруктов        

Молоко, сдоба, бананы

Каша пшенная молочная

Чай с молоком

Батон с вареньем 

2 неделя
Суббота

Пудинг из печени или печень жареная

Каша рисово-пшенная

Кофе, батон с маслом

Салат картофельный с зеленым горошком

Рассольник, хлеб

Овощное рагу, рулет мясной

Сок            

 Молоко, гренки, фрукты 

Картофельное пюре, котлета рыбная

Чай, батон

Воскресенье

Омлет,  манная каша

Кофе, батон с маслом      

Салат из квашеной капусты или соленых огурцов с растительным маслом

Суп фасолевый или гороховый, хлеб

Картофельное пюре, шницель мясной или гуляш

Компот из сухофруктов      

Чай с молоком, сдобная булочка, сырок творожный с изюмом  

Ленивые вареники  со сметаной

Чай, батон, фрукты

 

                  

свернуть

Роль рационального питания в жизни человека

 

Проблемы здоровья подрастающего поколения в настоящее время находятся в сфере первостепенных интересов государства. В Республике Беларусь воспитание здорового образа жизни является важнейшей составной частью идеологической и воспитательной работы с детьми.

Охрана здоровья детей – приоритетное направление деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Профилактика же детских заболеваний является хорошо окупаемым национальным вложением, более экономичным и результативным, чем дорогостоящее лечение.

Согласно определению Всемирной организации здравохранения (ВОЗ), здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней и физических дефектов. Понятие «благополучие» затрагивает все стороны жизни человека. Человек находится в состоянии полного благополучия, когда гармонично сочетаются физические, психические (интеллектуальные), социальные, духовные, эмоциональные составляющие его жизни. В качестве непременного условия в критерии здоровья входит возможность полноценно, активно, без всяких ограничений заниматься трудовой и общественно полезной деятельностью.

Здоровье представляет реальную предпосылку для удовлетворения индивидуальных и общественных материальных и духовных потребностей, т. е. является социальной ценностью. Сохранение и укрепление здоровья – одна из основных задач государства, ибо у нездоровой нации нет будущего.

Однако важно отметить, что установка на здоровье и соответственно здоровый образ жизни не появляется у человека сама по себе, а формируется в результате определенного педагогического воздействия. В настоящее время в контексте теории и практики социально-педагогической работы огромное внимание уделяется как просветительной, так и профилактической деятельности, направленной на развитие осознанного отношения растущего человека к собственному здоровью.

В последние годы отмечается ухудшение состояния здоровья подрастающего поколения. В Республике Беларусь у 50-55% дошкольников отмечены различные отклонения в состоянии здоровья, а у более 80% дошкольников, наблюдаются хронические заболевания (вегетативно-сосудистая дистония, близорукость, нарушения эндокринных функций из-за недостатка йода, заболевания опорно-двигательного аппарата, заболевания желудочно – кишечного тракта и др.).

Рациональное питание является одним из основных факторов внешней среды, определяющей нормальное развитие и хорошее здоровье ребенка. Важнейшим условием рационального питания является правильное сочетание всех пищевых веществ в суточном рационе ребенка. Следует отметить нерациональность питания детей и подростков: употребление белков составляет лишь половину необходимого количества, а витаминов и минеральных веществ – еще меньше. В связи с преобладанием углеводного питания у 12-14% до школьников наблюдается дефицит массы тела.

Факторы сложившегося неблагополучия различны: генетические, экологические, социально-экономические, педагогические и др., а это значит, насущной необходимостью является убедительная мотивация и качественная пропагандистская работа, направленная на осмысление населением понятия «здоровье», как первоочередной основополагающей жизненной ценности, и формирование поведения, способствующего его сохранению и укреплению.

Данная проблема является предметом профессионального интереса специалистов, работающих не только в области медицины, но и в области психологии, педагогики, других социальных наук.

Между тем, к сожалению, все еще отмечается разобщенность и непонимание собственных задач в рамках общей для них проблемы среди врачей и педагогов, которые все еще пока не готовы к совместным действиям, к выработке интегративного знания в области здорового образа жизни. Сегодня все большее число специалистов говорят о необходимости возрождения отечественной культуры здоровья как части общечеловеческой культуры.

 

свернуть