Воспитываем патриота

История белорусского языка

Белорусский – один из языков восточных славян. На сегодняшний день он является одним из двух официальных языков Республики Беларусь (второй - русский).

Во времена Великого княжества Литовского белорусский язык начал свое самостоятельное формирование с выделения из старославянского. Белорусская азбука – это, в основном, кириллица с наличием знака апострофа, а орфография базируется на принципе «как слышится, так и пишется», что значительно упрощает правила белорусского правописания. На сегодняшний день в стране два официальных языка, но больше половины населения считают своим родным языком белорусский. Гораздо меньше людей, проживающих в Беларуси,  могут сказать, что они разговаривают на нем со своими близкими или друзьями. Всего в стране около 7 миллионов людей владеют родным языком. Пройдя очень сложный и противоречивый путь, белорусский язык остается живым и в современных реалиях. В стране работают школы и другие детские учреждения, где обучение ведется на белорусском языке. Путешествуя по дорогам Беларуси, зачастую можно встретить указатели, написанные на белорусском языке.

Богатство диалектов белорусского языка

Возможно, для кого-то будет открытием, что белорусский язык действительно очень богат. Если в литературном языке насчитывается около 250 - 500 тысяч слов, то в диалектном – около двух миллионов. Важной составляющей белорусского языка являются диалекты и локальные говоры. Интересен тот факт, что иногда ученые фиксируют диалектные различия не только соседних деревень, но и даже говоры разных концов одной деревни. Считается, что основные диалекты белорусского языка – это северо-восточный, юго-западный и среднебелорусский переходный. Белорусские диалекты отличаются произношением определенных типов букв. Например, буквы «а» или «д», «т». Лингвисты называют эти особенности произношением «аканьем», «дзеканьем» и «цеканьем».

Кроме названных диалектов, на территории страны существует и так называемая «трасянка» - форма белорусского разговорного языка, имеющего смешанную морфологию и словообразование. Однако единство и целостность национального языка эти диалекты не нарушают.    

 История и ценность белорусского языка

В истории развития белорусского языка выделяют несколько этапов. В период нахождения белорусских земель в составе Великого княжества Литовского официальным языком был признан старобелорусский. В это время на нем вели официальную и частную переписку, судебную практику, на него переводили произведения литературы и использовали во время общения. В это же время Франциск Скорина основал книгопечатание на старобелорусском языке.

Language_Skorina.png

После объединения ВКЛ с Польшей и создания государства Речи Посполитой (1569 г.), старобелорусский язык утратил свою значимость и уступил польскому. И уже в 1696 г. польский был признан официальным языком Речи Посполитой. Старобелорусский в этот период времени в основном использовали в народе среди крестьян.

После распада Речи Посполитой начался второй этап формирования и развития белорусского языка. В это время на белорусских землях официальным государственным языком был русский, но в начале XIX века поднялся вопрос о самостоятельности белорусского языка. У истоков развития литературного языка стоит белорусская интеллигенция: Винцент Дунин-Мартинкевич, Александр Рыпинский, Я. Чачот. Во второй половине XIX века начался настоящий расцвет национального языка. На нем писали свои произведения известные поэты и писатели, такие, как Ф. Богушевич, М. Богданович, Я. Колас, Я. Купала.

После октябрьской революции 1917 г. белорусский язык был признан государственным, и его начали использовать в официальной документации, судебном деле, в образовательной сфере.

Language_quote1.png

Население нашей страны гордится своим родным языком, но

разговаривают на нем немногие.  Именно по этой причине белорусский размещен в атласе языков ЮНЕСКО: мировая общественность считает, что наш язык находится на начальной стадии вымирания. Вместе с тем, по мелодичному звучанию он признан вторым после итальянского.

Белорусский язык - один из самых живых языков. Это главное средство национальной культуры,  которое открывает каждому из нас большой и волшебный мир благозвучности и самобытности. 

Наш национальный язык наполнен множеством эпитетов и характеристик. Это духовное приобретение нашего народа, которое живет внутри каждого из нас. Пожалуй, нет ни одного белорусского писателя, который не высказал бы своего очарования родным языком. Большую роль в формировании белорусского литературного языка сыграли Янка Купала, Якуб Колос, Максим Богданович, Василий Быков, Владимир Короткевич и многие другие писатели Беларуси. Этими авторами было сказано множество искренних слов о красоте и богатстве белорусского языка. Их произведения пронизаны любовью к нему, беспокойством за его судьбу, они описывают всю прелесть и красоту природы , очень тонко передают оттенки человеческих чувств.

 Белорусский язык сохранил в себе множество славянских элементов и поэтому справедливо считается ключом к понимаю других славянских языков. В нем есть огромное количество слов, которые нельзя перевести дословно. В этом и состоит его уникальность, неповторимость и смысл существования. 

свернуть

День Белорусской письменности

День белорусской письменности

 Традиция празднования Дня белорусской письменности началась с 1994 года. А первый День белорусской письменности принял древний город Полоцк. 

Еще в 1998 году 26 марта был принят Указ Президента Республики Беларусь № 157 "О государственных праздниках, праздничных днях и памятных датах в Республике Беларусь", который установил, что День белорусской письменности будет ежегодно отмечаться в первое воскресенье сентября.

День белорусской письменности – это национальный праздник, который показывает единство белорусского языка с историей и культурой Республики Беларусь. Он демонстрирует заботу государства о духовно-нравственном развитии общества в контексте поддержки книги и чтения, национальной литературы и книгоиздания.

Традиционно День белорусской письменности принимают исторические центры культуры, науки, литературы и книгопечатания. За уже немалую биографию праздника, его принимали такие города, как Туров, Новогрудок, Несвиж, Орша, Поставы, Борисов и т.д. В 2021 году эстафету принял красивый и живописный город Копыль.  Национальный праздник стал 28-м в истории Республики Беларусь. 

 

 

 
 

 

 

Ежегодно, городу, который принимает День белорусской письменности, выделяют средства на благоустройство: ремонтируют дороги, обновляют фасады зданий и возводят новые культурные объекты. Ко Дню белорусской письменности в Копыле установили памятный знак поэту-земляку Тишке Гартному, появилась Аллея Писателей, а внимание жителей и гостей города привлекли интерактивные лавочки. По QR-коду можно узнать больше о писателях, которые родом из этих мест. Всего в городе обновили 256 объектов.

 

 

 
 

 

 

Главная тема, заложенная в концепцию мероприятия нынешнего года, – «Год народного единства». В рамках Дня белорусской письменности была организована работа Фестиваля книги и прессы с пятью тематическими павильонами: «Единство», «Память», «Традиции и современность», «Слово писателя», «Вместе с книгой мы растем». Также на празднике вручили «Национальную литературную премию» за произведения, написанные в 2020 году. 

 

 

 

 

 

В рамках Дня письменности участники и гости могли ознакомиться с новыми книжными изданиями, встретиться с белорусскими и зарубежными литераторами, журналистами, издателями, послушать выступления поэтов и писателей, творческих коллективов и исполнителей. Во время праздника можно было приобрести памятные сувениры, книги, изделия, изготовленные белорусскими мастерами, а также попробовать традиционные белорусские блюда. Мероприятие завершилось концертом, который отправил жителей и гостей Копыля в путешествие по белорусской классике посредством инструментальных саундтреков к экранизациям и театральным постановкам.

 

 

 
 
 
 

 

 

Столицей следующего Дня белорусской письменности в 2023 году станет Городок, Витебская область, в 2024 году - Белыничи, Могилевская область.

свернуть

Беловежская пуща

   Если вы назовете Беловежскую пущу реликтовым лесом, то будете правы на все сто процентов. Правда, в свое время его территория была на много больше.

Пуща стала неприкосновенной еще в начале XV в. Она была взята под охрану по инициативе польского короля Ягайло. В уцелевшей части леса, принадлежавшей этой исторической личности, была запрещена как вырубка деревьев, так и охота на крупных зверей.

В 95 г. XVIII в. эта территория перешла России. Екатерина II отменила все запреты, касающиеся охоты. Интересный факт, что неприкосновенными остались лишь зубры. Эти животные были недоступными для охотников и во времена правления Александра I.

В 39 г. прошлого столетия пуща приобрела статус государственного заповедника, в 57 г. стала заповедно-охотничьим хозяйством. Сегодня Беловежская пуща является национальным парком.

Вернемся к Свято-Троицкому костелу. За эту достопримечательность нужно благодарить князя Николая Радзивилла Сиротку. Примечательно то, что на строительство костела пошли сугубо княжеские деньги. В XVIII в. и до начала XX в. храм перешел к православным христианам, которые начали воплощать в святыне византийский стиль.

Уникальный для Европы лесной массив, популярный объект туризма, настоящая гордость белорусов - Беловежская пуща. Интересные факты служат этому подтверждением.

Несколько фактов о Беловежской пуще

  • Одна часть Беловежской пущи принадлежит Польше, а другая – Республике Беларусь. Первая стала заповедником в 1979 г., а вторая – через 12 лет.
  • Название главной природной достопримечательности Брестской области соответствует таковому польского населенного пункта Беловежа.
  • За годы I мировой немцы умудрились уничтожить столько деревьев, сколько было повалено за три столетия до этого. Эта часть лесного массива была взята под охрану от бесконтрольной вырубки еще в 1409 г.Беловежская пуща зубры
  • Главный символ Брестской области – зубр, предком которого является европейский дикий бык. Это величественное животное чуть не исчезло в 1920-х гг. К сегодняшнему дню популяцию зубров удалось восстановить сверх рекомендованной для территории пущи численности животных.

Самые интересные достопримечательности

  • Деревня Каменюки. Из пущи в этот населенный пункт можно добраться на авто, велосипеде или пешим ходом. Туристам предлагают комфортные номера гостиницы. По дороге к деревне можно воспользоваться одной из многих площадок для пикника.
  • Резиденция Деда Мороза, к которому не заканчивается очередь туристов, приезжающих с разных уголков Европы. Если вы предпочитаете отдыхать с детьми, вам сюда.
  • Музей природы, на базе которого можно познакомиться с живущими и вымершими представителями животного мира.
  • Музей старинных технологий. Чтобы познакомиться с особенностями местного интерьера, домашней утварью, имевшей место в XIX в., надо попасть в д. Переров. Сделать это просто, так как данный населенный пункт находится в самой пуще.
  • Если запланируете посетить Каменец, то обязательно остановитесь в д. Чернавчицы, которая славится своим белоснежным Свято-Троицким костелом. Строительный проект этого католического храма бы завершен в 95 г. XVI в. В этой же деревне церковь, которая возведена в 33 г. XVIII в.усадьба Немцевичей Беларусь
  • 2-этажная усадьба Немцевичей в д. Скоки. Этот объект особый интерес представляет для туристов, интересующихся архитектурой разных эпох. В данном случае это стиль барокко. Если верить историкам, усадьба построена в 77 г. XVIII в. Именно в ней в 17 г. прошлого столетия заключили перемирие Советская Россией и Центральные державы, правда, ненадолго.
свернуть

Из истории Витебского края

Самое древнее поселение человека на территории современной Витебщины исследователи относят к эпохе раннего каменного века. Самое древнее княжество на Витебской земле – Полоцкое. Витебское княжество вышло из состава Полоцкого в 1101 году. В 1320-1569 г. оно входило в состав Великого княжества Литовского. В 1511 году – преобразовано в Витебское воеводство. В 1569-1654 г. вошло в состав Речи Посполитой. С 1772 года – в составе России. В 1802 году была создана Витебская губерния, которая в то время делилась на 12 уездов. После Октябрьской революции губерния входила в состав Западной области (1917-1918 г.), Западной коммуны (1918 год) РСФСР, БССР (январь-февраль 1919 г.), РСФСР (1919-1924 г.), Витебский округ БССР (1924-1930 г.). 15 января 1938 года на основании Закона СССР от 15.01.1938 об изменении и дополнении Конституции СССР образована Витебская область.

2 июня 2009 г. Витебщина обрела свой герб и флаг. За основу современного герба был взят герб Витебской губернии 1856 года. Герб Витебской области представляет собой французский щит, в красном поле которого изображен серебряный всадник в доспехах, держащий в правой руке над головой меч, в левой – щит с золотым шестиконечным крестом. Герб венчает большая золотая городская корона с пятью зубцами, снизу его обрамляют две золотые дубовые ветви, увитые и соединенные голубой орденской лентой. Всадник означает силу, честь, отвагу. Поднятый меч является символом победы и защиты. Благородный конь символизирует отвагу льва, зоркость орла, ловкость лисы.

свернуть

Как родителям знакомить детей с символикой Республики Беларусь

    Невозможно воспитать у детей чувства собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего отечества. Маленький ребенок  еще не разбирается в политических или социально-экономических противоречиях и спорах для него важно любить свою семью, свой родной город, дружить со сверстниками, гордиться своей Родиной, в том числе и ее государственными символами.

  Ознакомление с важнейшими государственными символами традиционно входит в содержание патриотического воспитания дошкольников. Но в полной мере понять, осмыслить, запомнить некоторые исторические сведения, значение цветов и образов, их взаимное расположение и функции – дело непростое  для дошкольника, поскольку образно-символическое мышление у них развито еще недостаточно, запас представлений об историческом прошлом Родины невелик, кругозор не так обширен. Подбирая методы и приемы патриотического воспитания нужно учитывать все особенности детей дошкольного возраста: эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, обостренность чувств, недостаточное сформированное историческое сознание.

   Начиная с четырех лет , детей нужно знакомить  с символами государства (гербом, флагом, гимном) и  с символами Беларуси (сосна, зубр, аист, цветок льна, клевера, василек).

   Знакомить детей с символами государства необходимо при проведении бесед, рассматривании иллюстраций, дидактические игры и экскурсии и чтением художественной литературы.

 Формируя представления детей о государственных символах Беларуси – флаге, гербе, гимне, надо подвести детей к пониманию того, что символы не просто обозначают, а описывают, раскрывают явления. Во всех элементах (герб, флаг, гимн) заложен глубочайший смысл: они отражают историю происхождения государства, его структуру, цели, принципы, национальные традиции, особенности хозяйства и природы.

Так, например содержание беседы о символах Беларуси может быть таким:            

    - У каждой страны есть свои государственные символы. Это флаг, герб, гимн. К ним надо относиться с уважением (показать иллюстрации с гербом и гимном).       - Флаг символизирует нашу Родину. Он развевается над зданием правительства, флаги вывешивают во время праздников, поднимают во время побед. На флаге Беларуси 3 цвета. Красный цвет – знак Солнца, он символизирует богатство, это знак счастливой жизни. (Или: обозначает кровь пролитую защитниками Беларуси). Зеленый цвет – цвет природы, нашей кормилицы, цвет полей и лесов. Это цвет добра, благополучия, мира. Белый цвет – это цвет свободы, чистоты, мудрости. Орнамент из ромбиков символизирует трудолюбие, мастерство белорусского народа.

   Государственный флаг Республики Беларусь может использоваться во время государственных праздников и праздничных дней, а также при торжественных мероприятиях, проводимых в учреждении дошкольного образования для взрослых, и в другие памятные даты.

    О гербе можно рассказать то, что они появились очень давно. Это был отличительный знак рыцарей. Служил он для того, чтобы можно было отличить друг от друга закованных в железные доспехи воинов. Такой символ появился на рыцарских щитах. Шло время, не стало рыцарей, но остались гербы. Герб является знаком отличия, эмблемой государства. Его изображение помещается на печатях, на паспорте гражданина Беларуси, на пограничных столбах, на зданиях, где работает правительство. Посмотрите на герб нашего государства.

Что на нём изображено?                                                              

-Контур Беларуси – жёлтый – в лучах восходящего солнца – это наша земля.            

-Пучки колосьев – это трудолюбивый народ, который выращивает хлеб.                          

-Красные цветки клевера – это связь с животным миром. Это корм для лошадей и коров.                                       

-Голубые цветки льна – это материал для одежды, символ труда, добра и достатка. Земной шар с восходящим солнцем - мы белорусы дружим со всеми народами, торгуем, обмениваемся изделиями и знаниями.                                       

- красная звезда – символ человечности, знак мужества.

    Знакомя детей с гимном Беларуси в начале лучше провести беседу о том, что гимн это самая торжественная песня страны. Гимны появились намного раньше, чем гербы и флаги. Гимн исполняется в особо важных случаях, например, тогда, когда героям вручают награды, когда спортсмены получают золотые медали на соревнованиях. Государственный гимн Республики Беларусь исполняется во время официальной церемонии поднятия Государственного флага Республики Беларусь и иных официальных государственных церемоний.

Государственный гимн Республики Беларусь может исполняться:

 - при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным праздникам Республики Беларусь;

 - во время торжественных собраний, проводимых государственными органами и иными организациями;

 - гражданами во время народных, трудовых, семейных праздников и других торжественных мероприятий при обеспечении необходимого уважения к Государственному гимну Республики Беларусь.

   При официальном исполнении Государственного гимна Республики Беларусь присутствующие слушают его стоя (мужчины – без головных уборов, военнослужащие, иные лица, для которых предусмотрено ношение форменной одежды, – в соответствии с законодательством Республики Беларусь).

    После беседы следует включить гимн для прослушивания. 

 Также можно с детьми  можно поиграть в игры  такие как:

1.«Чего не стало?»

2.«Третий лишний»

3.«Карта Беларуси»

4.«Мое имя»

5.«Узнай по описанию» и другие.

 Прочтите  детям следующие художественные произведения:

  Для детей четырёх лет : С.Сокалаў-Воюш. “Блакіт нябёс”; Э. Агняцвет. №Зямля з блакітнымі вачамі”; А.Байдак. “Беларусачка”; Д.Бічэль-Загнетава. “Радзіма”; А.Русак “Мой край”; і інш.

 Для детей пяти лет: Д.Бічэль-Загнетава. “Белая Русь”, Радзіма”, “Наша Радзіма”; А.Вольскі. “Радзіма”, “Беларусь – мая Радзіма”; В.Вітка “Бусел”; Н.Гілевіч “Я – беларус” і інш.

 Во время выходных дней организуйте для своих детей экскурсии к памятным местам поселка и города (экскурсия к памятнику в поселке Вишневка, в музей Великой отечественной войне, на площадь флага и к другим памятным местам  Республики Беларусь.) 

свернуть

Как воспитать в ребенке патриота

Рекомендации  «Воспитать гражданина и патриота»

 

         Патриотизм - важное моральное качество, которое проявляется в любви к малой Родине и к стране в целом. Без патриотизма человек не будет уважать Родину, общество и своих близких людей. Основы патриотизма формируются в ближайшем окружении ребенка, и прежде всего в семье.  Любовь к Родине начинается с любви к отцу, маме, бабушке, деду, сестре, брату и другим близким людям.  Ребёнок видит, как строятся отношения между родителями и более старшим поколением - бабушек, дедушек. Он непроизвольно принимает эти установки. Неуважение к пожилым людям со стороны родителей пагубно повлияет на формирование его нравственных ценностей и непременно скажется на его отношении к своему Отечеству. Если он с детства привык только брать, он не научится отдавать.  Наша задача — сформировать у детей чувство патриотизма, воспитать элементы гражданственных чувств и общественных отношений. Для этого необходима целенаправленная работа взрослых. Патриотическое воспитание должно находиться в единстве и взаимосвязи с умственным, трудовым и эстетическим воспитанием.

          Чтобы воспитать патриота, необходимо учитывать следующее:          1. Если вы хотите вырастить ребенка достойным человеком и гражданином, говорите с любовью и чувством гордости о своей стране, где мы с вами живем, где живут наши родные и близкие люди, где нам очень дорого абсолютно все. От того, насколько патриотично настроены вы - родители, во многом зависит, каким будет их ребенок.

  1. Рассказывайте своему ребенку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков и вас самих, из которых они и вы вышли с честью. Вместе запишите свои воспоминания, воспоминания старших членов семьи.

Составьте генеалогическое древо своей семьи, собирайте семейные фотографии, документы, реликвии. Не забывайте о дальних родственниках.          3. Знакомьте своего ребенка с памятниками и историческими местами родного города и Беларуси. Посещайте их!          4. В выходной день сходите с ребенком в музей, театр или на выставку. Чем  регулярнее  вы будете это делать, тем больше вероятность того, что он будет посещать культурные заведения в подростковом возрасте и в юности.          5. Помните, чем больше вы будете выражать недовольство каждым прожитым днем, тем больше пессимизма, недовольства жизнью будет выражать ваш ребенок.          6. Когда вы общаетесь со своим ребенком, пытайтесь не только оценивать его проблемы, но и позитивные моменты его жизни (кто ему помогает и поддерживает, с кем бы он хотел подружиться и почему, какие интересные моменты были в детском саду).

  1. Поддерживайте у ребенка стремление показать себя с позитивной стороны, никогда не говорите ему: «Не высовывайся!», «Сиди тихо!», «Не проявляй инициативу: она наказуема!» и т. д. 8. Смотрите с ним передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших страну, в которой вы живёте. Позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.
  2. Не взращивайте в своем ребенке равнодушие - оно обернется против вас. Наше отношение к ребенку это «бумеранг», который мы запускаем в будущее. Он непременно к нам вернется. Нужно научить малыша любить своих близких. И самый лучший способ здесь – личный пример. Ребенку свойственно подражать своим близким – маме и папе. Если он видит, с какой любовью и нежностью папа относится к маме, он будет относиться к ней так же. Так же он будет копировать уважительное отношение, доброту и заботу мамы к отцу.
  3. Как можно раньше откройте в своем ребенке умение проявлять позитивные эмоции, они станут вашей надеждой в старости!

         Привитые в детстве патриотические чувства не допустят даже мысли у вашего уже взрослого ребенка уехать в другую страну, другой город, оставив без опоры вас, свою семью.

         Патриотическое воспитание подрастающего поколения – это наша общая задача. Ведь каким будет наш завтрашний день, завтрашнее общество, какие в нем будут преобладать нравственные ценности – зависит в определенной мере от нас, взрослых: родителей и педагогов. И решать эту задачу нужно сегодня, сейчас, вместе!

свернуть