Это важно знать!

Ребенок идет в школу!

Ребенок идет в школу!

Совсем немного времени осталось до начала учебного года. Если Вы – родитель будущего первоклассника, Вам просто необходимо знать, готов ли Ваш ребенок к школе. Ответ на этот вопрос осложняется полным непониманием сути подготовленности ребенка к школе, которое встречается сплошь и рядом. На вопрос: «Готов ли Ваш ребенок к школе?» многие мамочки с достоинством отвечают: «Конечно! Он прекрасно считает до 100, умеет писать и читает большие тексты!». Между тем, психологическая готовность ребенка к школе – намного более многогранное понятие, нежели просто умение читать, писать и считать. О том, что такое психологическая готовность ребенка к школе, мы сегодня и поговорим!

Что такое психологическая готовность ребенка к школе?

Психологическая готовность ребенка к школе представляет собой совокупность личностных качеств, умений и навыков, а также, определенный уровень развития психических функций. Таким образом, психологическая готовность ребенка к школе предполагает несколько составляющих: интеллектуальная готовность, социально-личностная готовность, эмоционально-волевая готовность, мотивационная готовность.

Разные психологи называют эти составляющие по-разному и выделяют разное их количество. Тем не менее, без наличия определенных признаков, составляющих суть психологической готовности ребенка к школе, невозможно его нормальное обучение.

Интеллектуальная готовность ребенка к школе

Под интеллектуальной готовностью понимают определенный уровень развития психических функций, облегчающих процесс обучения. Это память, мышление, воображение, логика, способность обобщать, анализировать и некоторые другие.

Не имея достаточного представления о сути интеллектуальной готовности ребенка к школе, можно подумать, что это то самое умение читать, считать и писать, а также, некоторые представления об окружающем мире. Конечно, все это станет хорошей базой для обучения ребенка в школе, но всех этих умений и знаний недостаточно. На самом деле, надо смотреть шире – интеллектуальная готовность ребенка к школе подразумевает не только и не столько определенные умения и навыки, сколько его готовность к интеллектуальному труду в общем.

К моменту поступления в школу у ребенка должен быть накоплен определенный багаж знаний, полученных опытным путем. Для этого малыш должен не просто задавать бесконечные «почему?» маме и папе, а самостоятельно находить ответы на все свои вопросы, постигая причинно-следственные связи.

Об умении устанавливать причинно-следственные связи говорит употребление ребенком в речи таких оборотов, как: «…если, то…», «потому что», «поэтому» и т.п.

Что касается аналитического мышления, также крайне важного для формирования психологической готовности ребенка к школе, то оно начинает развиваться уже в младенческом возрасте. Когда малыш гремит погремушками, наблюдает за поведением мяча, проверяет, что будет, если ударить игрушкой по мягкому ковру – он развивает свое аналитическое мышление.

Чтобы проверить уровень развития памяти у Вашего дошкольника, достаточно узнать, способен ли он запомнить 3-5 слов из 10, не связанных тематически, с первой попытки.

Чтобы понять, насколько развито у ребенка воображение, дайте ему импровизированную карту с изображением «клада» – например, карту квартиры. Пусть он найдет указанные на карте клад.

Логическое мышление определяет способность ребенка классифицировать предметы и явления на основе определенных признаков. Ребенок должен уметь перечислить домашних животных, овощи, фрукты, ягоды, деревья и т.п.

Психологическая готовность ребенка к школе должна проявляться также в том, насколько быстро он понимает суть поставленных перед ним задач, насколько точно он следует предоставленным алгоритмам и как хорошо он планирует свою деятельность.

Личностно-социальная готовность ребенка к школе

Под личностно-социальной готовностью ребенка к школе понимают его готовность к новой для себя роли – роди школьника – и, естественно, ответственности, которая ложится на него вместе с новой ролью. Школьник должен быть готов к взаимодействию со сверстниками, со взрослыми, а также, уметь контролировать себя и ставить какие-то ограничения.

К сожалению, многие дети оказываются не готовы к школе именно по этому критерию. Они не могут рационально построить диалог с учителем, со сверстниками, не способны усердно выполнять уроки, если в это время за окном играют их друзья.

Зачастую отсутствие этого компонента психологической готовности ребенка к школе выражается в его неспособности сделать домашнее задание в паре. Обычно это ярко выражено у детей, не ходивших в детский сад, и не имеющих достаточного опыта общения со сверстниками – в том числе, и опыта разруливания конфликтных ситуаций и принятия совместных решений.

Чтобы ребенок чувствовал личностно-социальную готовность к школе, родителям на каком-то этапе необходимо «отделиться» от него и дать ему возможность общаться с разными людьми. Пусть ребенок сам устанавливает контакты, не надо его подталкивать или частично брать на себя его функции, «помогая» ему знакомиться.

Если у Ваш домашний ребенок, старайтесь чаще выбираться в места скопления народа, чтобы приучать его к коллективу.

Очень важна для формирования личностно-социальной готовности ребенка к школе его адекватная самооценка. Ребенок не должен ни занижать свои способности, ни ставить себя выше других – и то, и другое создаст ему проблемы при обучении в школе.

Мотивационная готовность ребенка к школе

Под мотивационной готовностью понимается правильно сформированная мотивация к обучению. Когда будущих первоклашек спрашивают, почему они хотят в школу, многие приводят в качестве аргументов что угодно, но не желание учиться: красивый портфель, друг будет учиться в параллельном классе, стремление быть похожим на старшего брата…

В этом случае родители должны объяснить, зачем дети ходят в школу, и сформировать у ребенка желание учиться, ответственное отношение к учебе и, естественно, положительную мотивацию:

- к школе,

- к учителю,

- к учебной деятельности,

- к самому себе.

Чтобы сформировать мотивационную готовность ребенка к школе, предоставьте ему больше самостоятельности в действиях. Если раньше Вы хвалили его за каждый шаг, то теперь хвалите только за готовый результат. Не пугая ребенка, объясните, что в школе его не будут хвалить за каждую мелочь, у него будут задания, которые надо будет выполнить. В то же время, настройте его на успех и дайте понять, что Вы в него верите.

Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе

Эмоционально-волевая готовность представляет собой готовность к трудностям и поиску путей их разрешения. Распознать отсутствие эмоционально-волевой готовности ребенка к школе можно по его словам: «Я не буду это делать, потому что это неинтересно», «Я не хочу идти в школу, потому что там не разрешают бегать во время уроков» и т.п.

Часто бывает так, что ребенок, до школы успешно занимавшийся с педагогом подготовительными занятиями, в школу ходить отказывается и уроки учить тоже. В чем же дело? Дело все в разных формах занятий в школе и дома. Если дошкольные занятия проходят в игровой форме, то система обучения в школе может на первый взгляд показаться скучной и неинтересной.

Конечно, многое в этом случае зависит от педагога, но и родителям не надо сидеть сложа руки, ожидая, что эмоционально-волевая готовность ребенка к школе придет сама. И помочь в этом может игра по правилам – та, где надо дожидаться своего хода, выполнять все правила и решать возникающие проблемы. Это могут быть игры с кубиком и фишками, домино и др. Такие игры не только научат ребенка выдержке, но и помогут ему научиться достойно проигрывать.

Заранее подготавливайте ребенка к смене деятельности. Пусть он то сидит за столом, то играет в подвижные игры. Даже в психологическом плане ребенку будет проще высидеть урок, если он будет знать, что сможет побегать на перемене.

Готовиться к школе нужно заранее – и лучше делать это постепенно в течение всего дошкольного периода. Только тогда сформируется психологическая готовность ребенка к школе – и первый класс будет пройден им без проблем!

 

 

свернуть

Памятка для родителей по предупреждению несчастных случаев с детьми в быту

Беда приходит всегда нежданно. Дети очень любознательны, им хочется все опробовать, испытать, их интересуют яркие запоминающиеся явления.  Стремление к самостоятельности у детей проявляется, когда в доме никого нет. Особенно опасно оставлять детей одних в запертых квартирах. 

  Обеспечение безопасности ребенка дома – это комплекс мер предосторожности, который включает в себя безопасность всех составляющих вашего дома (кухни, ванной комнаты, спальни, зала и т. д.)!

Напоминаем в очередной раз меры предосторожности:

Ребенок-дошкольник должен находиться под присмотром взрослых (родителей, воспитателя, няни) не оставляйте ребенка дома одного!

  • закрывайте окна и выходы на балконы, при необходимости открытыми можно оставить форточки или фрамуги;
  • не оставляйте на плите кастрюли и чайники с горячей водой – опрокинув их, ребенок может получить ожоги;
  • проверьте правильность размещения игрушек, они не должны находиться на высоте, превышающей рост ребенка, так как, пытаясь достать игрушку со шкафа, он может получить травму при падении;
  • выключайте и по возможности изолируйте от ребенка все электроприборы, представляющие для него опасность;
  • изолируйте от ребенка спички, острые, легко бьющиеся и легковоспламеняющиеся предметы;
  • уберите в недоступные для ребенка места лекарства и медицинские препараты (таблетки, растворы, мази, уксус), средства для мытья посуды и уборки помещения. Они могут вызвать раздражение слизистой глаз, ожоги поверхности кожи, отравление;
  • никогда не перевозите ребенка на коленях, вне зависимости от того, где Вы сидите. Это очень опасно, так как при столкновении Вы не сможете удержать ребенка или придавите его собой. Пользуйтесь детскими автомобильными креслами, вне зависимости от длительности поездки и наличия сопровождающего;
  • необходимо постоянно напоминать детям о правилах поведения на дороге, самим показывать пример детям, не нарушать ПДД в присутствии детей.

 Источники потенциальной опасности для детей:

Предметы, которыми ребенку категорически запрещается пользоваться:

  • спички;
  • газовые плиты;
  • печка;
  • электрические розетки;
  • включенные электроприборы.

Предметы, с которыми детей нужно научить обращаться (зависит от возраста):

  • иголка;
  • ножницы;
  • нож.

Предметы, которые необходимо хранить в недоступных для детей местах:

  • бытовая химия;
  • лекарства;
  • спиртные напитки;
  • сигареты;
  • пищевые кислоты;
  • режуще-колющие инструменты.

 Ребенок должен запомнить:

  • Когда открываешь воду в ванной или в кухне, первым отворачивай кран с холодной водой. Чтобы не обжечься, добавляй горячую воду постепенно.
  • Никогда не прикасайся к электрическому прибору (стиральная машина, чайник, фен и т.д.), когда у тебя мокрые руки, потому что вода – хороший проводник электричества, и ты можешь получить сильный удар током.
  • Не трогай экраны включенного телевизора или компьютера. На экране может скопиться статический электрический заряд, и тогда тебя ударит током.
свернуть

Анкета для родителей

О порядке предоставления мест в учреждениях дошкольного образования

 О порядке предоставления мест                                                                    в учреждениях дошкольного образования

Процедура приема в учреждения дошкольного образования установлена    в главе 5 «Прием, перевод и отчисление воспитанников» Положения  об учреждении дошкольного образования, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 150 «Об утверждении Положения об учреждении дошкольного образования  и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства образования Республики Беларусь» (далее – Положение).

Постановка на учет ребенка, нуждающегося в определении в учреждение образования для получения дошкольного образования (административная процедура 6.6) в Первомайском районе г. Витебска, осуществляется службой «Одно окно», расположенной по адресу: г. Витебск, ул.1-я Пролетарская, д.14, кабинет 102. Время работы:

понедельник, среда, четверг, пятница: с 8.00 до 13.00, с 14.00 до 17.00.

вторник: с 11.00 до 13.00, с 14.00 до 20.00.

Для постановки на учет ребенка, нуждающегося в определении                              в учреждение дошкольного образования, необходимо предоставить следующие документы:

1. Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность законного представителя ребенка.

2. Свидетельство о рождении ребенка.

В соответствии с пунктом 45 Положения прием лица в учреждение дошкольного образования осуществляется в течение календарного года  при наличии в нем свободных мест и на основании следующих документов:

заявления законного представителя воспитанника;

направления в государственное учреждение образования для освоения содержания образовательной программы дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью (далее – направление), выданного местным исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения государственного учреждения дошкольного образования; 

медицинской справки о состоянии здоровья;

заключения врачебно-консультационной комиссии (для санаторных яслей-садов, санаторных детских садов, санаторных групп);

заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (для специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания).

Выдача направления в государственное учреждение дошкольного образования для освоения содержания образовательной программы дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования (административная процедура 6.7) осуществляется отделом по образованию администрации Первомайского района г. Витебска, расположенном по адресу: г. Витебск, 1-я Пролетарская, д.14, кабинет 608, телефон 64 33 45.

Для выдачи направления в учреждение дошкольного образования необходимо предоставить:

1. Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность законного представителя ребенка.

  1. Свидетельство о рождении ребенка.

Для выдачи направления в санаторный ясли-сад (санаторную группу) необходимо предоставить:

1. Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность законного представителя ребенка.

2. Свидетельство о рождении ребенка.

3. Заключение врачебно-консультационной комиссии.

 

Для выдачи направления в специальный детский сад (в специальную группу, группу интегрированного обучения и воспитания):

1. Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность законного представителя ребенка.

2. Свидетельство о рождении ребенка.

3. Заключение государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

 

Ввиду того, что нормативными правовыми актами принцип закрепления жилых домов за определенным учреждением дошкольного образования не установлен, при отсутствии мест в близлежащем учреждении дошкольного образования направление может быть выдано в учреждение дошкольного образования в зоне пешеходного доступа либо по ходу движения общественного транспорта.

Срок действия направления в учреждение дошкольного образования –15 дней.

 

 

 

 

 

 

свернуть

Замещающие семьи

Для ребенка семья – это мир, в котором
он живет, действует, делает открытия,
учится любить, радоваться, сочувствовать.
     
 
В Республике Беларусь существуют различные формы устройства в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так называемые замещающие семьи. Выделяют следующие виды замещающих семей:

опека (попечительство) – принятие ребёнка в семью на правах подопечного. Опекун выполняет обязанности по уходу, воспитанию и обучению ребёнка на безвозмездной основе. На содержание ребёнка выплачивается пособие, размер ежемесячных выплат определяется государством и пересчитывается с учётом изменения цен на товары и услуги. Устанавливается опека по решению органа опеки и попечительства управления образования администрации района по месту жительства.

приёмная семья – временная форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  на воспитание в семью, которая образуется на основании договора о передаче ребёнка на воспитание в семью и трудового договора. Приёмный родитель получает заработную плату  и пособие на содержание ребёнка, время работы зачисляется в трудовой стаж, имеет право на оплачиваемый отпуск, премии, обязан ездить на курсы повышения квалификации. Общее число детей, включая родных и усыновленных, как правило, не должно превышать 4 человек.

детский дом семейного типа (ДДСТ) –  семья, принявшая на воспитание от пяти до десяти детей-сирот и (или) детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках которой супруги или отдельные граждане выполняют обязанности по воспитанию детей на основании договора об условиях воспитания и содержания детей и трудового договора. Государство заботится о создании благоприятных жилищных условий, выплачивает денежное пособие на содержание детей. Супруги зачисляются на работу в должности родителя-воспитателя, которая оплачивается согласно существующим нормам. Родителю-воспитателю время работы в ДДСТ зачисляется в трудовой стаж, он имеет право на трудовой отпуск, премии и т.д.

патронатное воспитание  форма участия граждан в воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детских интернатных учреждениях, учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования.

Дети могут передаваться патронатным воспитателям в период каникул, выходных дней, государственных праздников и праздничных дней, установленных и объявленных Президентом Республики Беларусь нерабочими, а также в период их заболевания, в том числе при нахождении на лечении в стационарных условиях в организациях здравоохранения, прохождения вступительных испытаний при поступлении в учреждения образования.

Патронатное воспитание осуществляется на безвозмездной основе.

 

Замещающими родителями могут быть совершеннолетние лица обоих полов, за исключением:

- лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

- лиц, в судебном порядке лишённых родительских прав или ограниченных в родительских правах;

- лиц, отстранённых от обязанностей опекуна за ненадлежащее выполнение обязанностей, возложенных на них законом;

- бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;

- лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять права и обязанности по воспитанию ребёнка;

- лиц, имеющих судимость.

 

На воспитание в замещающие семьи передаются:

- дети, родители которых умерли;

- дети, родители которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах;

- дети, родители которых по состоянию здоровья не могут осуществлять их воспитание и содержание;

- дети, родители которых отбывают наказание в местах лишения свободы и др.

Необходимые документы для принятия детей на воспитание в замещающие семьи указаны в таблице 1.

Таблица 1

Приёмная семья Опекунская семья Патронатное воспитание

1) заявление;

2) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность кандидата в приемные родители;

3) свидетельство о заключении брака - в случае, если кандидат в приемные родители состоит в браке;

4) медицинские справки о состоянии здоровья кандидата в приемные родители, а также членов семьи кандидата в приемные родители;

5) письменное согласие совершеннолетних членов семьи кандидата в приемные родители, проживающих совместно с ним, на передачу ребенка (детей);

6) сведения о доходе за предшествующий передаче ребенка (детей) в приемную семью год.

1) заявление;

2) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность кандидата в опекуны (попечители);

3) автобиография кандидата в опекуны (попечители);

4) одна фотография заявителя размером 30 x 40 мм;

5) медицинские справки о состоянии здоровья кандидата в опекуны (попечители), а также членов семьи кандидата в опекуны (попечители);

6) документы, подтверждающие отсутствие у ребенка родителей либо наличие другого основания назначения опеки (попечительства);

7) письменное согласие родителей (единственного родителя) на назначение ребенку опекуна (попечителя) - в случае установления опеки (попечительства) над ребенком, родители которого не могут исполнять родительские обязанности по уважительным причинам (командировка, заболевание и другие);

8) свидетельство о заключении брака - в случае, если кандидат в опекуны (попечители) состоит в браке;

9) письменное согласие совершеннолетних членов семьи кандидата в опекуны (попечители), проживающих совместно с ним.

1) заявление;

2) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность кандидата в патронатные воспитатели;

3) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность совершеннолетних лиц, проживающих совместно с кандидатом в патронатные воспитатели.

Органы опеки и попечительства проводят обследование условий жизни кандидатов в приёмные родители, опекуны, патронатные воспитатели, изучают их личностные особенности, уклад жизни и традиции семьи, межличностные взаимоотношения в семье, оценивают готовность всех членов семьи удовлетворить основные жизненные потребности приёмных детей и обеспечить защиту их прав и законных интересов, что отражается в акте обследования условий жизни указанных кандидатов. В первую очередь дети передаются на воспитание в полные семьи, имеющие постоянный источник доходов и условия для совместного воспитания братьев и сестер.

Если Вы желаете принять детей на воспитание в приёмную семью, то Вам также будет необходимо пройти соответствующее обучение (подготовку) в социально-педагогическом центре г. Витебска, включающую знания о функционировании приёмных семей, выработку умений и навыков работы по удовлетворению основных жизненных потребностей приёмных детей, подготовке приёмных детей к самостоятельной жизни, организации социальной, медицинской, педагогической и психологической коррекции проблем приёмных детей. По завершении освоения образовательной программы обучающих курсов для приёмных родителей и после получения результатов психологической диагностики кандидатов в опекуны, отдел по образованию предоставляет им информацию о детях, которые могут быть переданы на воспитание в приёмную семью на территории района (города), и выдаёт направление для посещений этих детей по месту их проживания (нахождения) и знакомства с ними.

Для принятия детей под опеку в семью, не имеющую с несовершеннолетним кровных родственных связей, необходимым условием является прохождение психологической диагностики кандидата в опекуны.

После знакомства с ребёнком (детьми) кандидаты в приёмные родители, опекуны (попечители) обращаются в сектор охраны детства отдела по образованию администрации Первомайского район г. Витебска с заявлением о передаче им на воспитание конкретного ребёнка (детей).

 

По всем интересующим вопросам обращайтесь в отдел по образованию администрации Первомайского района г. Витебска.

Адрес: г. Витебск, ул. 1-я Пролетарская, д. 14 (каб. 508-510).

Контактные телефоны: 8 (0212) 64-33-50, 64-33-59, 64-33-68.

свернуть