Методическая копилка

Годовые задачи

01.09.2022

Годовые задачи учреждения образования

на 2022/2023 учебный год.

  1. Совершенствовать работу педагогического коллектива по пропаганде и формированию навыков здорового образа жизни, осознанного отношения к своему здоровью у воспитанников в процессе совместной проектной деятельности всех участников образовательного процесса.  
  2. Активизировать работу педагогических работников по вопросу поликультурного воспитания детей дошкольного возраста.

 

свернуть

Игра " Путешествие по Беларуси" (для детей 5-7 лет)

 

 ИГРА

«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО БЕЛАРУСИ»

(для детей  5-7 лет)

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: «Ребёнок и общество».

ЦЕЛЬ: уточнять и расширять представления воспитанников об архитектурных достопримечательностях, памятниках, промышленных предприятиях городов Беларуси, знаменитых людях страны.

ПРАВИЛА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ: В игре принимают участие 3-5 детей. Для начала игроки должны выбрать себе цвет игровой фишки и определить, кто будет ходить первым, бросив кубик.   В начале игры все фишки нужно установить перед крышкой с цифрой 1. Игроки бросают кубик по очереди и продвигают свою фишку вперед по игровому полю на столько кружков, сколько очков выпало на кубике.  Игрок переворачивает соответствующую крышку и называет что (или кто) изображен, и в каком городе Беларуси   находится. Побеждает тот, кто первым дойдет до финиша (остановится на последней крышке или пройдет её).

АВТОР: воспитатель дошкольного образования 1 квалификационной категории Прокофьева Н. С.

   

           

свернуть

Мастер-класс, как форма организации методической работы с педагогическими кадрами

Каждый сотрудник имеет потенциал для роста,

просто некоторым нужно слегка помочь на этом пути!

Уильям Онкен

      В настоящее время образовательная политика государства видит своей целью создание таких условий, которые позволяют учиться, получать современные профессиональные знания и реализовывать индивидуальную профессиональную траекторию каждого участника методической деятельности.

     Ведущую роль в обеспечении эффективности образовательного процесса в учреждении дошкольного образования играет воспитатель дошкольного образования. Повышение уровня профессиональной компетентности воспитателя – приоритетное направление методической работы. Традиционно методическая работа предполагает повышение профессионального уровня педагога посредством наращивания объема знаний о новых технологиях, методах, приемах и выработки умений применять их в своей практике работы. Но с учетом современных ценностей образования и методической работы в целом сегодня необходимо определить новые цели и задачи, направленные на создание условий для изменения статуса педагога, перевод его на позицию педагога-методиста, педагога-исследователя, педагога-мастера.  То есть, методическая работа должна стать способом повышения компетентности педагога и его профессионального роста.

    При организации методической работы следует рассматривать формы её организации не как самоцель, а как инструмент повышения профессионализма педагогических работников, а значит, повышения качества образовательного процесса в учреждении дошкольного образования и качества дошкольного образования в целом. Поэтому при планировании методической работы необходимо, прежде всего, изучить отличительные особенности каждой формы (мастер-класс, фестиваль, педагогический клуб, диспут, дебаты, конференция, аукцион, ярмарка педагогических идей и т.д.)  и учитывать методику ее организации и целесообразность использования.  Условно все формы методической работы можно разделить на индивидуальные, групповые и коллективные.

   Наиболее эффективными в настоящее время можно считать следующие формы индивидуальной работы: самообразование, творческий отчет, презентация, авторская работа, творческий портрет, экспериментальная работа, наставничество, стажировка, мастер-класс, портфолио педагога.

   Для групповой формы методической работы приемлемы методические мероприятия в виде диспута, дискуссия, дебатов, «карусель», защиты проекта, работа творческой (опытно-экспериментальная, проблемная) группы, педагогического консилиума, педагогического клуба, методических объединений с ранжированием состава участников, школа молодого педагога и другие.

  К эффективным коллективным формам организации методической работы отнесем: семинар (тематический, проблемный, практикум, постоянно действующий и др.), конференцию (в т.ч. интернет-конференцию), панораму методических идей, школу педагогического мастерства, методический марафон, методический ринг, методический аукцион, ярмарку педагогических идей, круглый стол, тренинг, день открытых дверей, методическую выставку, деловую игру, мастер-класс, методическую мастерскую, конкурс профессионального мастерства, методический фестиваль, педагогический  форум и т.д.

   Мастер-класс, как форма организации работы с педагогическими кадрами, является одной из оптимальных  инновационных форм организации взаимообучения, взаимосовершенствования.  Если вы обратили внимание, то мастер-класс, как форма организации работы с педагогическими кадрами, можно отнести как непосредственно как к индивидуальной форме, так  и к групповой, поскольку для «Мастера» она будет являться индивидуальной, а для «Учеников» - групповой.

В литературе достаточно много определений понятия «мастер-класс». Вот некоторые из них.

Мастер-класс – это интерактивная форма обучения и обмена опытом, объединяющая формат тренинга и конференции. Мастер-класс - (от английского masterclass: master – лучший в какой-либо области + class – занятие, урок) – современная форма проведения обучающего тренинга-семинара для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям  знания.

Мастер-класс -  это открытая педагогическая система, позволяющая демонстрировать новые возможности педагогики развития и свободы, показывающая способы преодоления консерватизма и рутины.          

Мастер-класс - это особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта, представляющий собой фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающийся на свои принципы и имеющий определенную структуру. С этой точки зрения мастер-класс отличается от других форм трансляции опыта тем, что в процессе его проведения идет непосредственное обсуждение предлагаемого методического продукта и поиск творческого решения педагогической проблемы как со стороны участников мастер-класса, так и со стороны мастера.       

Мастер-класс отличается от семинара тем, что, во время мастер-класса ведущий специалист рассказывает и, что еще более важно, показывает, как применять на практике новую технологию или метод. Очевидно, таким образом, что мастер-классы не показывают, а проводят.

Тематика мастер-классов включает в себя: обзор актуальных проблем и технологий, различные аспекты и приемы использования технологий, авторские методы применения технологий на практике и др.

Задачи мастер-класса: передача учителем-мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности; совместная отработка методических подходов учителя-мастера и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы; рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;   

Специфика: организованное обучение конкретным

  • приемам,
  • методам,
  • формам деятельности.

Мастер-класс ориентирован на результативность работы его «учеников» -  активных и пассивных участников.

Активный участник:

  • анализирует собственные педагогические подходы;
  • ищет способы обновления своей деятельности;
  • включает новые приемы и формы работы в процесс своей деятельности.

Пассивный участник:

  • выполняет определенный алгоритм действий;
  • включается в активную познавательную деятельность.

Показатель: повышение мотивации участников, активизация познавательной деятельности.

Возможная модель проведения мастер-класса

Этапы работы мастер-класса

Содержание этапа

Деятельность участников

Подготовительно-организационный: Постановка целей и задач (дидактической общей цели, триединой цели: образовательной, развивающей и воспитательной).

 

Приветствие, вступительное слово мастера, необычное начало занятия

 

Встраиваются в диалог, проявляют активную позицию, тем самым помогая мастеру в организации занятия

 

Основная часть. Содержание мастер-класса, его основная часть: план действий, включающий поэтапно реализацию темы.

Методические рекомендации педагога для воспроизведения темы мастер-класса. Показ приемов, используемых в процессе мастер-класса, показ своих “изюминок” (приемов) с комментариями.

Выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей, индивидуальное создание задуманного

Афиширование- представление выполненных работ. Заключительное слово. Анализ ситуации по критериям: овладение общеинтеллектуальными способами деятельности; развитие способности к рефлексии;

развитие коммуникативной культуры.

Организует обмен мнениями присутствующих, дает оценку происходящему.

Рефлексия – активизация самооценки и самоанализа по поводу деятельности на мастер-классе

 

Критерии качества подготовки и проведения мастер-класса.

Для определения эффективности подготовки и проведения мастер-класса возможно использование следующих критериев:

Презентативность (презентабельность). Выраженность инновационной идеи, уровень ее представления, культура презентации идеи, популярность идеи в педагогике, методике и практике образования.

Эксклюзивность. Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализации идей). Выбор, полнота и оригинальность решения инновационных идей.

Прогрессивность. Актуальность и научность содержания и приемов обучения, наличие новых идеей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения предмета, способность не только к методическому, но и к научному обобщению опыта.

Мотивированность. Наличие приемов и условий мотивации, включения каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии.

Оптимальность. Достаточность используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным).              

Эффективность. Результативность, полученная для каждого участника мастер-класса. Каков эффект развития? Что это дает конкретно участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности.

Технологичность. Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры),

Артистичность. Возвышенный стиль, педагогическая харизма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации опыта.

Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта.

свернуть

XVIII Республиканская выставка научно-методической литературы, педагогического опыта и творчества учащейся молодежи

6-19 апреля 2019 г.

XVIII Республиканская выставка научно-методической литературы, педагогического опыта и творчества учащейся молодежи

C 16 по 19 апреля 2019 года на площадях административного комплекса по проспекту Победителей, 14 (г. Минск) в рамках Года малой родины пройдет XVIII Республиканская выставка научно-методической литературы, педагогического опыта и творчества учащейся молодежи.

Проведение выставки направлено на поиск новых решений в формировании у детей и молодежи активной гражданской позиции, патриотизма, уважения к социально-экономическим и спортивным достижениям, историко-культурному и духовному наследию регионов; создание информационной среды для развития гражданских и патриотических качеств у детей и молодежи, популяризации физкультуры и спорта среди обучающихся.

Для анализа и качественного отбора материалов созданы экспертные группы. На основании представленных материалов экспертами оцениваются: соответствие содержания указанной теме; целостность и системность; практическая значимость; инновационный характер используемых форм и приемов; качество методического сопровождения и описания использованных технологий; оригинальность подачи материалов; использование видео-, фото- и мультимедийных материалов при оформлении работ; эстетическое оформление.

Мероприятия выставки пройдут в рамках трех тематических дней: Дня инноваций, Дня региональных инициатив и Дня творчества и спорта.

В преддверии выставки проводится республиканская акция «Любим Беларусь, гордимся Беларусью, путешествуем по Беларуси».

Оформление выставки — 16 апреля 2019 года.

Торжественное открытие выставки состоится 17 апреля 2019 года в 12.00.

 

 

свернуть

Интернет - ресурсы

  1. Официальные интернет-­ресурсы

http://www.president.gov.by — Официальный интернет-­портал Президента Республики Беларусь

http://www.government.by — Совет Министров Республики Беларусь

http://www.sovrep.gov.by — Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь

http://house.gov.by/ru — Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь

http://www.belarus.by/ru — Официальный сайт Республики Беларусь

http://www.belta.by — Белорусское телеграфное агентство

http://pravo.by — Национальный правовой интернет­-портал Республики Беларусь

http://minsk.gov.by — Минский городской исполнительный комитет

http://www.brest-region.gov.by/ — Брестский областной исполнительный комитет

http://www.vitebsk-region.gov.by/ru/ — Витебский областной исполнительный комитет

http://gomel-region.by/ru/ — Гомельский областной исполнительный комитет

http://www.region.grodno.by/ru/ — Гродненский областной исполнительный комитет

http://minsk-region.gov.by/ru/ — Минский областной исполнительный комитет

http://mogilev-region.gov.by/ — Могилевский областной исполнительный комитет

  1. Образовательные интернет­-ресурсы Республики Беларусь

http://edu.gov.by — Министерство образования Республики Беларусь.

http://www.giac.unibel.by — учреждение «Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь».

http://www.cis.unibel.by — Совет по сотрудничеству в области образования государств — участников СНГ.

http://rikc.by — учреждение образования «Республиканский институт контроля знаний».

http://www.academy.edu.by — государственное учреждение образования «Академия последипломного образования».

http://adu.by — Научно­-методическое учреждение «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь (Национальный образовательный портал).

http://bspu.by — учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка».

http://elib.bspu.by — репозиторий учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка».

http://child.edu.by — учреждение «Национальный центр усыновления Министерства образования Республики Беларусь».

http://nchtdm.by — учреждение образования «Национальный центр художественного творчества детей и молодежи».

http://eco.unibel.by — учреждение образования «Республиканский центр экологии и краеведения».

http://mir.pravo.by — Детский правовой сайт.

http://www.nlb.by — Интернет­-портал Национальной библиотеки Беларуси.

http://www.npb.unibel.by — Научно-­педагогическая библиотека учреждения «Главный информационно-­аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь».

http://mp.minsk.edu.by — Минский городской методический портал.

http://mgiro.minsk.edu.by — государственное учреждение образования «Минский городской институт развития образования».

http://iso.minsk.edu.by — центр информационных ресурсов системы регионального образования государственного учреждения образования «Минский городской институт развития образования».

http://www.mgddm.by — Минский государственный Дворец детей и молодежи.

http://boiro.brest-region.edu.by/ — государственное учреждение образования «Брестский областной институт развития образования».

http://voiro.vitebsk-region.edu.by/ — государственное учреждение дополнительного образования взрослых «Витебский областной институт развития образования».

http://iro.gomel.by — государственное учреждение образования «Гомельский областной институт развития образования».

http://groiro.by — государственное учреждение образования «Гродненский областной институт развития образования».

http://www.moiro.by — государственное учреждение образования «Минский областной институт развития образования».

http://www.mogileviro.by — учреждение образования «Могилевский государственный областной институт развития образования».

http://praleska-red.by/ — учреждение «Редакция журнала “Пралеска”».

http://www.p-shkola.by/ — республиканское унитарное предприятие «Издательство “Пачатковая школа”».

http://nastgaz.by — учреждение «Редакция газеты “Настаўніцкая газета”».

                                                             Источник:

                                                             Инструктивно-методическое письмо

                                                             Министерства образования РБ

                                                             к 2017/2018 учебному году

 

свернуть

Требования к профессиональной деятельности претендента на высшую квалификационную категорию

  

В своей профессиональной деятельности педагогический работник, претендующий на высшую квалификационную категорию, реализует следующие требования:

- имеет высокий уровень научно – теоретический подготовки, который предполагает широкий кругозор в области теоретических основ и тенденций развития современной педагогики и психологии, методики обучения и воспитания, эффективного педагогического опыта;

- владеет системой современных педагогических методов и технологий для повышения качества образования, использует современные подходы в практике обучения и воспитания;

- владеет методами рефлексивного анализа собственной профессиональной деятельности;

- создает методический продукт собственной профессиональной деятельности (проекты; программы; методики и др.);

- владеет современными педагогическими технологиями;

- проектирует фрагменты педагогической деятельности на основе анализа результатов обучения и воспитания, анализа собственного или другого опыта профессиональной деятельности;

- использует новейшие средства и эффективные формы организации образовательного процесса.

Требования к представлению и защите педагогического опыта во время квалификационного экзамена

Представленные в квалификационную комиссию материалы по описанию опыта педагогической деятельности на присвоение (подтверждение) высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель – методист»составляются самим претендентом. Материалы должны содержать описание системы или отдельных компонентов деятельности педагога в обобщенном виде, конкретные примеры деятельности, доказательства результативности опыта при решении педагогических задач.

Комиссией во время проведения квалификационного экзамена предлагается конкретная тема (раздел), по которой экзаменуемый проектирует фрагмент педагогической деятельности – модель занятия. В данном фрагменте должны найти отражение основные положения педагогического опыта претендента на получение (подтверждение) квалификационной категории.

При устной защите опыта перед комиссией экзаменуемый оперирует разработанными во время экзамена материалами, ссылается на письменно представленной описание опыта и приложения к нему.

При оценке  представленного письменного описания опыта педагогической деятельности и во время его защиты учитываются следующие показатели:

  • согласованность целей, задач, прогнозируемого результата с заявленной проблемой:

-обоснование актуальности проблемы собственной педагогической практики;

- конкретность, диагностичность поставленной цели;

- направленность задач на реализацию цели;

- отражение степени достижения поставленной цели;

  • сущность опыта:

- степень обобщения и систематизации представленных материалов;

- конкретизация опыта разработанными автором материалами;

- описание алгоритма деятельности автора при реализации опыта;

- обоснование ( теоретическое и практическое) опыта, качество приложений;

  • результативность, эффективность опыта:

- выделение критериев и показателей оценки результативности опыта; 

- доказательность результатов;

- определение условий, способствующих  и ограничивающих применение образовательного продукта (опыта) и перспективы его развития.

  • методический уровень описания опыта:

- ценность опыта для других педагогических работников (доступность и логичность описания опыта);

- подготовленность опыта для распространения в педагогической среде;

  • защита опыта на основе разработанной на экзамене модели (фрагмента) образовательной деятельности (занятия):

- эффективность, качество разработанной модели (фрагмента) образовательной деятельности (занятия);

- проявленность опыта автора в разработанной модели (фрагменте) педагогической деятельности (занятия).

        Примерная структура описания педагогического опыта

1. Информационный блок

        1.1.Название темы опыта

        1.2. Актуальность опыта

        1.3. Цели опыта

        1.4. Задачи опыта

        1.5. Длительность работы над опытом

2. Описание технологии опыта

        2.1.Ведущая идея опыта

        2.2.Описание сути опыта

        2.3. Результативность и эффективность опыта

  3. Заключение

   Приложения

   Список литературы

свернуть