Каждый сотрудник имеет потенциал для роста,
просто некоторым нужно слегка помочь на этом пути!
Уильям Онкен
В настоящее время образовательная политика государства видит своей целью создание таких условий, которые позволяют учиться, получать современные профессиональные знания и реализовывать индивидуальную профессиональную траекторию каждого участника методической деятельности.
Ведущую роль в обеспечении эффективности образовательного процесса в учреждении дошкольного образования играет воспитатель дошкольного образования. Повышение уровня профессиональной компетентности воспитателя – приоритетное направление методической работы. Традиционно методическая работа предполагает повышение профессионального уровня педагога посредством наращивания объема знаний о новых технологиях, методах, приемах и выработки умений применять их в своей практике работы. Но с учетом современных ценностей образования и методической работы в целом сегодня необходимо определить новые цели и задачи, направленные на создание условий для изменения статуса педагога, перевод его на позицию педагога-методиста, педагога-исследователя, педагога-мастера. То есть, методическая работа должна стать способом повышения компетентности педагога и его профессионального роста.
При организации методической работы следует рассматривать формы её организации не как самоцель, а как инструмент повышения профессионализма педагогических работников, а значит, повышения качества образовательного процесса в учреждении дошкольного образования и качества дошкольного образования в целом. Поэтому при планировании методической работы необходимо, прежде всего, изучить отличительные особенности каждой формы (мастер-класс, фестиваль, педагогический клуб, диспут, дебаты, конференция, аукцион, ярмарка педагогических идей и т.д.) и учитывать методику ее организации и целесообразность использования. Условно все формы методической работы можно разделить на индивидуальные, групповые и коллективные.
Наиболее эффективными в настоящее время можно считать следующие формы индивидуальной работы: самообразование, творческий отчет, презентация, авторская работа, творческий портрет, экспериментальная работа, наставничество, стажировка, мастер-класс, портфолио педагога.
Для групповой формы методической работы приемлемы методические мероприятия в виде диспута, дискуссия, дебатов, «карусель», защиты проекта, работа творческой (опытно-экспериментальная, проблемная) группы, педагогического консилиума, педагогического клуба, методических объединений с ранжированием состава участников, школа молодого педагога и другие.
К эффективным коллективным формам организации методической работы отнесем: семинар (тематический, проблемный, практикум, постоянно действующий и др.), конференцию (в т.ч. интернет-конференцию), панораму методических идей, школу педагогического мастерства, методический марафон, методический ринг, методический аукцион, ярмарку педагогических идей, круглый стол, тренинг, день открытых дверей, методическую выставку, деловую игру, мастер-класс, методическую мастерскую, конкурс профессионального мастерства, методический фестиваль, педагогический форум и т.д.
Мастер-класс, как форма организации работы с педагогическими кадрами, является одной из оптимальных инновационных форм организации взаимообучения, взаимосовершенствования. Если вы обратили внимание, то мастер-класс, как форма организации работы с педагогическими кадрами, можно отнести как непосредственно как к индивидуальной форме, так и к групповой, поскольку для «Мастера» она будет являться индивидуальной, а для «Учеников» - групповой.
В литературе достаточно много определений понятия «мастер-класс». Вот некоторые из них.
Мастер-класс – это интерактивная форма обучения и обмена опытом, объединяющая формат тренинга и конференции. Мастер-класс - (от английского masterclass: master – лучший в какой-либо области + class – занятие, урок) – современная форма проведения обучающего тренинга-семинара для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания.
Мастер-класс - это открытая педагогическая система, позволяющая демонстрировать новые возможности педагогики развития и свободы, показывающая способы преодоления консерватизма и рутины.
Мастер-класс - это особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта, представляющий собой фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающийся на свои принципы и имеющий определенную структуру. С этой точки зрения мастер-класс отличается от других форм трансляции опыта тем, что в процессе его проведения идет непосредственное обсуждение предлагаемого методического продукта и поиск творческого решения педагогической проблемы как со стороны участников мастер-класса, так и со стороны мастера.
Мастер-класс отличается от семинара тем, что, во время мастер-класса ведущий специалист рассказывает и, что еще более важно, показывает, как применять на практике новую технологию или метод. Очевидно, таким образом, что мастер-классы не показывают, а проводят.
Тематика мастер-классов включает в себя: обзор актуальных проблем и технологий, различные аспекты и приемы использования технологий, авторские методы применения технологий на практике и др.
Задачи мастер-класса: передача учителем-мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности; совместная отработка методических подходов учителя-мастера и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы; рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;
Специфика: организованное обучение конкретным
- приемам,
- методам,
- формам деятельности.
Мастер-класс ориентирован на результативность работы его «учеников» - активных и пассивных участников.
Активный участник:
- анализирует собственные педагогические подходы;
- ищет способы обновления своей деятельности;
- включает новые приемы и формы работы в процесс своей деятельности.
Пассивный участник:
- выполняет определенный алгоритм действий;
- включается в активную познавательную деятельность.
Показатель: повышение мотивации участников, активизация познавательной деятельности.
Возможная модель проведения мастер-класса
Этапы работы мастер-класса
|
Содержание этапа
|
Деятельность участников
|
Подготовительно-организационный: Постановка целей и задач (дидактической общей цели, триединой цели: образовательной, развивающей и воспитательной).
|
Приветствие, вступительное слово мастера, необычное начало занятия
|
Встраиваются в диалог, проявляют активную позицию, тем самым помогая мастеру в организации занятия
|
Основная часть. Содержание мастер-класса, его основная часть: план действий, включающий поэтапно реализацию темы.
|
Методические рекомендации педагога для воспроизведения темы мастер-класса. Показ приемов, используемых в процессе мастер-класса, показ своих “изюминок” (приемов) с комментариями.
|
Выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей, индивидуальное создание задуманного
|
Афиширование- представление выполненных работ. Заключительное слово. Анализ ситуации по критериям: • овладение общеинтеллектуальными способами деятельности; • развитие способности к рефлексии;
• развитие коммуникативной культуры.
|
Организует обмен мнениями присутствующих, дает оценку происходящему.
|
Рефлексия – активизация самооценки и самоанализа по поводу деятельности на мастер-классе
|
Критерии качества подготовки и проведения мастер-класса.
Для определения эффективности подготовки и проведения мастер-класса возможно использование следующих критериев:
Презентативность (презентабельность). Выраженность инновационной идеи, уровень ее представления, культура презентации идеи, популярность идеи в педагогике, методике и практике образования.
Эксклюзивность. Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализации идей). Выбор, полнота и оригинальность решения инновационных идей.
Прогрессивность. Актуальность и научность содержания и приемов обучения, наличие новых идеей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения предмета, способность не только к методическому, но и к научному обобщению опыта.
Мотивированность. Наличие приемов и условий мотивации, включения каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии.
Оптимальность. Достаточность используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным).
Эффективность. Результативность, полученная для каждого участника мастер-класса. Каков эффект развития? Что это дает конкретно участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности.
Технологичность. Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры),
Артистичность. Возвышенный стиль, педагогическая харизма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации опыта.
Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта.